Руководство надзорного блока Банка России объяснило, почему Татфондбанк, у которого в пятницу была отозвана лицензия, спасению не подлежал. "Дыра" в его активах составила около 97 миллиардов по оценке временной администрации, а по оценке независимых экспертов - 120 миллиардов рублей. До введения временной администрации размер "дыры" оценивался в 43 миллиарда.
Чтобы провести санацию банка, на которую рассчитывало руководство Татарстана, понадобилось бы минимум 220-230 миллиардов рублей заемных средств - на восстановление дисбаланса, капитала и ликвидности. Это несопоставимо с обязательствами перед физлицами в рамках системы страхования вкладов (54 миллиарда), которые на данный момент практически полностью погашены.
Об этом журналистам рассказала заместитель председателя Банка России Ольга Полякова. По ее словам, варианты спасения банка предлагались разные, но "мозаика никак не складывалась, разрыв [между тем, что должны были собрать собственники, и тем, на что они реально были готовы] оказался бесконечно велик".
Первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин раскрыл "историю болезни" Татфондбанка.
"Начиная с мая 2016 года нам стало понятно, что банк находится в тяжелом финансовом положении: капитал практически полностью утрачен, потеря ликвидности могла наступить в любой момент, банк убыточен, его финансовая отчетность в существенной степени недостоверна, - сказал Дмитрий Тулин. - С этого времени наша надзорная команда находилась в постоянных переговорах с руководством и собственниками банка. До нашей встречи в конце ноября они не признавали всей тяжести проблем и заверяли, что акционеры банк в беде не оставят. Но затем полностью согласились с нашими выводами, однако при этом неожиданно сообщили, что не смогут самостоятельно восстановить платежеспособность банка. Акционеры предложили очень ограниченную поддержку, которой было совершенно недостаточно".
Затем корпоративные клиенты банка перестали зачислять денежные средства на счета и начали, наоборот, вывод средств. Это привело и к оттоку вкладчиков. В результате быстро наступил кризис ликвидности. Ситуация усугубилась в связи проведением в начале декабря ряда операций, ухудшивших финансовое состояние банка.